Как вести отчетность ООО?


Результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации отражаются в ее отчетах и декларациях. Правильное и своевременное ведение отчетности помогает руководству принимать верные управленческие решения и избавляет от санкций со стороны контролирующих органов. В этой статье мы расскажем, что важно соблюдать для грамотного ведения отчетности.

Ответственность за ведение бухучета и подготовку отчетности лежит на руководителе организации, согласно закону. Директор организует хранение документов, ставит организацию на учет, без его подписи отчеты не будут считаться действительными. И хотя бухгалтер также несет ответственность за правильность ведения документации и составления отчетности, вплоть до административной и уголовной, но именно директор должен позаботиться о порядке в учете и отчетах.

Состав отчетности организации во многом зависит от выбранной формы налогообложения: общей, упрощенной, вмененки или совмещения режимов. Мы уже писали о том, какие отчеты необходимо сдавать организации в течение года. Теперь расскажем о принципах правильной подготовки отчетности. 

Первичные документы

Ведение бухгалтерии и формирование отчетности начинается с грамотного сбора и обработки первичных документов бухучета — счетов, актов, накладных. Эти документы юридически подтверждают факт хозяйственных операций. На основании первички впоследствии формируется отчетность. Важно правильно и вовремя заполнять все реквизиты, иметь копии первичных документов на бумаге, заверенные подписью и печатью, чтобы предоставлять их по требованию контролирующим органам. 

Отражение операций по счетам бухучета

Все хозяйственно-экономические операции должны своевременно отражаться на счетах бухучета в четком соответствии с данными первичных документов. В таблицах дебета и кредита в течение месяца должны строго вноситься суммы поступления и выбытия в денежном выражении. Ошибки в ведении счетов могут привести к тому, что налоговая при проверке может не признать часть расходов и доначислить налоги.

Зарплата на предприятии

Расчет и начисление зарплаты должны оформляться документально в срок. Вместе с тем бухгалтер оформляет документы по начислению налога на доходы физических лиц с зарплаты и страховых взносов в фонды (а с 2017 года — в налоговую, которая будет администрировать страховые взносы, и в ФСС, в ведении которого останутся взносы на травматизм и профзаболевания).

Расчет и начисление налогов

Бухгалтер должен рассчитать налоги и вовремя их начислить — то есть, отразить в учете. Сумма каждого налога относится в расходы предприятия, и одновременно у предприятия появляется долг перед государством. После начисления налога происходит его уплата. 

Составление и сдача отчетности

Для составления отчетности организации важно использовать актуальные формы документов. Налоговый орган не примет отчет в форме недействующей редакции. Использование бухгалтерских программ или онлайн-сервисов значительно упрощает формирование отчетности, потому что отчеты по всем видам налогов и формы баланса формируются автоматически на основе первичных документов и регистров учета. Если же учет ведется вручную, будьте бдительны при заполнении отчетов и деклараций, чтобы избежать ошибок. Соблюдайте сроки сдачи отчетности: в этом может помочь календарь бухгалтера из любой справочной налоговой системы. Пользователям бухгалтерских программ или онлайн-сервисов напоминания о сдаче отчетов поступят автоматически.

Работа в онлайн-сервисе также облегчает сдачу отчетности, поскольку отчеты можно отправить в налоговую, внебюджетные фонды и статистические органы в электронном виде, подписав электронной подписью. 

При этом декларации и другие отчеты нужно хранить и на бумажных носителях, как первичные документы. Поэтому распечатывайте их и храните вместе с пометками контролирующих органов о приеме или электронными протоколами, если отчеты отправляются через интернет.

Вам будут интересны статьи по теме «Все про отчетность»
Остались вопросы?
8 800 500-59-25 Звонок бесплатный